Филипп Лам после футбола ушел в бизнес. Одна его фирма разорилась, в другой пришлось уволить почти всех сотрудников и сократить производство

На поле у него получалось лучше.

Филипп Лам завершил карьеру в 2017 году. 8-кратный чемпион Германии, победитель Лиги чемпионов, чемпион мира — его игровым интеллектом восхищались все тренеры, с которыми он работал, а Гвардиола однажды назвал его самым умным игроком, которого он когда-либо тренировал. Казалось, с такой рекомендацией Лам просто обязан был с отличием закончить высшую школу тренеров в Кельне и через пару лет выиграть с «Баварией» Бундеслигу, но у немца были другие планы.

«Я не вижу себя тренером, — неожиданно признался он в разговоре с легендой «Ливерпуля» Джейми Каррагером за год до прощального матча. — Не могу представить, что снова придется проводить на улице по несколько часов в день, снова жить по расписанию. К тому же быть тренером гораздо сложнее, чем игроком. Нужно посвятить много времени этой профессии, чтобы был результат».

То, что Филипп после окончания карьеры выбрал деятельность, никак не связанную с футболом, стало сюрпризом в первую очередь для клубных боссов. В 2017 году председатель совета директоров «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге предлагал Ламу пост спортивного директора, переговоры были уже на завершающей стадии, но капитан в последний момент передумал.

Лам безболезненно попрощался с футболом. «Не понимаю тех, кто говорит мне, что я рано закончил (в 33 — Sports.ru), — удивлялся он в интервью merkur.de. — Если бы вы знали, сколько часов я потратил на перелеты и переезды! Наконец-то я могу жить не по графику, проводить время с семьей и заниматься проектами, которые мне интересны».

Лам признается, что не скучает ни по топ-матчам, ни по гимну Лиги чемпионов, ни по заполненным немецким стадионам. Единственное, чего ему не хватает, — дружной атмосферы, которая была в раздевалке «Баварии».

Отличным лекарством от постигровой скуки стало увлечение предпринимательством. Уже после чемпионата мира-2014 Филипп начал готовиться к уходу из большого спорта. В 2015-м он организовал холдинг (Philipp Lahm Holding), через который последние годы инвестирует в различные компании. Их набралось уже на целую бизнес-империю, но нельзя сказать, что она процветает.

Одно из первых вложений — средства по уходу за телом Sixtus. Из-за тяжелого финансового состояния компании Ламу пришлось уволить большую часть сотрудников и сократить ассортимент в 25 раз

Лам сразу для себя определил, что его будущий бизнес обязательно должен быть связан со здоровым образом жизни. «Я всегда серьезно относился к питанию, физическим упражнениям и следил за здоровьем. Благодаря этому моя карьера была такой успешной», — говорил чемпион мира в интервью capital.de.

В 2015 году Лам купил 50% акций фирмы Sixtus, производителя средств по уходу за кожей (косметика, изготовленная на основе альпийских трав, кремы, бальзамы, массажные масла). Компания существует с 1932 года, была официальным спонсором олимпийской сборной Германии на Играх в Мюнхене (1972), а Диего Марадона пользовался спреем для ног Sixtus, когда играл за «Наполи». Лам хотел сделать из нее мировой супербренд и в 2017-м, закончив карьеру, выкупил контрольный пакет акций, несмотря на то, что еще до его прихода Sixtus много лет был в минусе.

Так как у Лама не было профильного образования, он нанял экспертов, которые давали ему советы, а Филипп уже принимал окончательные решения. Одним из первых его шагов стало увольнение директора по маркетингу. В руководящий состав компании вошел и бывший агент Лама Роман Грилль. Лам и Грилль знакомы больше 15 лет. Выбирая проекты для инвестирования, Филипп в первую очередь прислушивался к его мнению.

У Грилля неоднозначная репутация в Германии. Президент «Баварии» Ули Хенесс считал его манипулятором. Повод — критика Ламом методов управления клуба и игровой философии в 2009 году. Хенесс был уверен, что все произошло именно с подачи Грилля, который таким образом давил на руководство. Грилль и боссы клуба конфликтовали потом еще не раз.

Business Insider пишет, что Лам ошибся в Sixtus с кадровой политикой. Многие работники оказались на непривычных должностях. На предприятии его решения не понимали, а Лам жаловался, что медиа чересчур пристально следят за его работой: «В прессу постоянно утекают детали внутренней жизни фирмы. В таких условиях тяжело работать».

Из-за сложного финансового положения компании пришлось урезать линейку товаров (из 200 наименований осталось 8) и уволить почти всех сотрудников. 7 человек (двое из которых проработали в компании больше 15 лет) подали на руководство в суд за несправедливое сокращение. «Я прекрасно понимаю недовольство работников и принимаю на себя ответственность», — сказал Лам.

Чтобы сэкономить на аренде, компания переехала в более дешевый офис. На новом месте в Бад-Айблинге (город в Баварии, 30 км от старого места) обстановка на момент переезда была максимально скромной: три рабочих стола, лаборатория площадью 12 кв. м. и подвал для хранения документов. 2018 год Sixtus вновь закончил в минусе (600 тысяч евро).

Филипп не бросил предприятие и по-прежнему считает, что все можно исправить. В этом году им была разработана новая модель продвижения товара через один из крупнейших немецких онлайн-магазинов Weltbild. В условиях пандемии Sixtus запустил линейку дезинфицирующих средств. «Сегодня как никогда остро стоит вопрос личной гигиены. И нам есть, что предложить клиентам», — уверен Лам.

Лам владеет брендом Schneekoppe (здоровое питание). Компания была на грани банкротства в 2014-м, сейчас терпит убытки. Вся надежда на контракт с новым дистрибьютором

«Я не люблю, когда меня как бизнесмена начинают с кем-то сравнивать. Да, я видел, как Ули (Хенесс — Sports.ru) ведет переговоры, занимается управлением клуба, и что-то безусловно для себя отметил. Но у меня свой путь и свои методы, — объяснял Филипп. В интервью Business Insider Лам рассказал, что вдохновлялся историей обувной фирмы Deichmann: скромного семейного предприятия, которое разрослось до одного из крупнейших европейских брендов.

В 2016 году Лам вложился в компанию Schneekoppe, производителя хлопьев, мюсли, льняных масел, питательных батончиков, джемов и различных диетических продуктов. Он подобрал почти обанкротившееся предприятие и обещал, что с ним бренд, основанный в 1927 году, получит новую жизнь, но кризис продолжился (потери в 2017 году — 370 тысяч евро).

Во время игровой карьеры Лам, разумеется, не мог плотно заниматься своими компаниями. Он с трудом находил в лучшем случае 3 часа в неделю на погружение в отчеты и общался с коллегам в основном в формате видеоконференции. Еще и поэтому он закончил карьеру на год раньше, чем планировал — чтобы тотально погрузиться в бизнес.

«Вероятно, благодаря Ламу бренд Schneekoppe хотел повысить узнаваемость, в том числе среди молодежи, но, как показывает практика, внимание держится только первое время, а потом продажи откатываются на прежние позиции», — прокомментировал сделку Тобиас Лангнер, профессор маркетинга из университета Вупперталя.

Проблема была не в популярности марки (она, в общем, даже пользовалась спросом), а в том, что продукция Schneekoppe продавалась только в специализированных магазинах и аптеках (некоторые позиции можно было заказать только через интернет) и была скрыта от большого числа покупателей. В 2018 году Лам стал собственником компании и для повышения продаж заключил сделку с сетью розничных магазинов Aldi (более 3 тысяч филиалов по всей Германии). Теперь Schneekoppe сбывает все товары через этот дискаунтер. Последние несколько лет компания убыточна, но из-за притока новых клиентов Лам надеется в ближайшие годы выйти из минуса.

Лам дважды вкладывался в стартап Fanmiles (система поощрений фанатов музыки, кино и спорта), но пока этот проект только поглощает инвестиции

В 2016-м Лам вместе с другими инвесторами вложил в стартап Fanmiles в общей сложности 3 млн евро. Это сервис фанатской лояльности, созданный разработчиками из Берлина. Работает он так: фанатам за походы на стадион, членство в футбольном клубе или покупку товаров в фан-шопе начисляются баллы, которые потом можно обменять на эксклюзив — например, на подписанную футболку капитана команды, в которой он выходил в этом сезоне. Система поощрений распространяется на другие отрасли. За подписку на инстаграм любимого актера и хештег #fanmiles, сервиc отблагодарит вас виртуальной валютой, которую можно потом потратить, купив билет в кино. Среди партнеров Fanmiles — спортивные бренды (adidas и Kappa), сервисы доставки, туристические фирмы и три клуба Бундеслиги («Шальке», «Герта», «Байер»).

По данным Deutsche Startups, компания держится исключительно на вложениях новых инвесторов и с момента основания потеряла уже 14,4 млн евро. С приходом новых владельцев (ND Group и инвестора Фабиана Шмидта) доля Лама в компании размылась до 2,7%. Через какое-то время он повторно вложил в нее деньги (сумма не называется). Был расчет на активность болельщиков во время ЧМ-2018, которые стали бы активнее тратить деньги через платформу Fanmiles. Например, покупать стикеры Panini. За каждую покупку легендарная итальянская компания (так же, как и другие партнеры) платила Fanmiles определенную сумму. Но качественного скачка не произошло.

Журналисты часто спрашивали Лама, почему он с его статусом не заходит в крупные предприятия, а инвестирует в стартапы и мелкие компании. «В тех фирмах, которыми я руковожу, я подробно могу наблюдать за всеми процессами — снабжение, производство, сбыт, маркетинг, финансы — и постепенно в них погружаться. Сперва я хочу набраться опыта и получить общее представление о том, как устроен бизнес. Возможно, потом мне захочется большего».

Провал с проектом Danova (корпоративные медицинские обследования). Фирму ликвидировали из-за долгов

В 2016 году Лам приобрел 40% акций нюрнбергского стартап Danova, занимающегося корпоративными медобследованиями. «Вместе с Филиппом мы вступаем в новую эру в области охраны труда», — бодро заявил управляющий директор Армин Лутц. В штат тогда входило двенадцать постоянных сотрудников и целая сеть тренеров-фрилансеров, психологов, диетологов и спортивных ученых. Они консультировали различные компании по вопросам здоровья своих сотрудников.

Через год Лам покинул убыточную компанию, чуть позже ее ликвидировали из-за долгов.

Еще одна инвестиция из 2016-го — консалтинговая компания Die Brückenköpfe. У Лама здесь появились функции спикера. Он периодически проводил семинары по лидерству для различных крупных корпораций. На таких лекциях обычно обсуждали повышение производительности труда и пропагандировали здоровый образ жизни среди сотрудников различных корпораций. «Тот, кто руководил на поле Роббеном и Левандовским без труда объяснит начальникам подразделений, как эффективно общаться с подчиненными», — сказал управляющий партнер Die Brückenköpfe Юрген Граальманн. Этот актив — один из немногих в инвестиционной карьере Лама, который не нужно было спасать.

Лам — один из акционеров Немецкой спортивной лотереи. Ежемесячно часть доходов от реализации билетов идет на поддержку немецких атлетов

В Бундеслиге зарабатывают миллионы, но спортсменам из других видов спорта в Германии бывает нелегко прокормить себя и семью. Die Deutsche Sportlotterie (Немецкая спортивная лотерея) была запущена в 2013 году олимпийским чемпионом по метанию диска Робертом Хартингом и предпринимателями Геральдом Вагенером и Торстеном Теллером.

Лотерейные компании — одни из крупнейших спонсоров немецкого спорта. Die Deutsche Sportlotterie представлена в большинстве немецких земель. 30% доходов от этой лотереи распределяются среди немецких атлетов (список имен определяет экспертный комитет). Участники олимпийских игр и топ-спортсмены получают прибавку 1000 евро в месяц, остальные — 300-400.

Лам стал шестым акционером этой фирмы в 2015-м. «Мне повезло, что футбол всегда был популярен, поэтому я был финансово защищен, но то, что многообещающие атлеты из других видов спорта в нашей стране вынуждены бросать спортивную карьеру, чтобы зарабатывать деньги — это позор. Надеюсь, в ближайшее время ситуация изменится».


***

Глядя на то, как Лам легко вписывается в различные проекты, в начале апреля 2017-го мюнхенский стартап Fitrate (фитнес-приложение, разрабатывающее программу тренировок) запустил фейковую новость о том, что Филипп инвестировал в них несколько миллионов евро. Для достоверности они даже прикрепили вымышленную цитату Лама, где он радуется тому, что «удалось стать частью большой сделки». «Если они думают, что это смешно, то у меня для них плохие новости. Все это выглядит как дешевая реклама за счет знаменитости», — бушевал помощник Лама Роман Грилль. На Fitrate хотели подать в суд, но основатель Вахид Имани извинился и конфликт был улажен.

Как футболист Лам был невероятно успешен, но как бизнесмен он пока играет на уровне региональной лиги. «Я пришел в незнакомую для себя профессию, поэтому странно было ожидать мгновенного успеха, — объяснял он в интервью Die Welt два года назад. — Мне потребовалось 10 лет, чтобы стать чемпионом мира, и я знаю, что такое идти к цели. Моя бизнес-карьера только начинается».

Компании Лама

Фото: globallookpress.com/FrankHoermann/SVEN SIMON, Fabian Fruehwirth/www.faf-presse, imago sportfotodienst, weltbild.de, aldi.com, gettyimages.ru/Hannes Magerstaedt

Павел Зиновьев
журналист Sports.ru