Детские футбольные тренеры дают советы родителям: запрещенные слова, реакция на поражения, критика партнеров
Как не мешать своему ребенку.
Воспитывать ребенка и не ошибаться — сложно, а еще сложнее без ошибок воспитывать маленького футболиста. Что говорить ему после успехов и неудач, как не забывать про школу и нужно ли жестко следить за режимоипитанием? С помощью проекта «Дела футбольные» и школы TagSport мы задали эти вопросы детским тренерам.
Начнем с того, чего делать нельзя. Есть несколько базовых правил
Не перегружайте ребенка и не считайте его инвестицией
Игорь Гребенников, тренер академии «Локомотива»:
— Мы часто слышим от родителей что-то вроде «для чего я тебя привожу каждый день на тренировки, если ты не можешь забить гол?» или «я трачу деньги на твои индивидуальные тренировки, а ты не можешь попасть в первый состав?». Получается, что чем больше в ребенка инвестируют, тем больше он ощущает давление. А чем выше давление, тем ниже уровень удовольствия ребенка и меньше приверженность к игре.
Наши дети — не товар. Тот факт, что мы рассматриваем их спортивный опыт как инвестицию, может быть по-настоящему опасным. Все это влияет не только на восприятие ребенка, но и в целом на его развитие и формирование как личности.
Не критикуйте сверстников ребенка или тренера
Роман Рогов, тренер академии «Локомотива»:
— Ни в коем случае нельзя обсуждать других игроков команды и тренера, особенно в отрицательном свете. В положительном — можно. Это идет вразрез с командой и пониманием игрока. Потому тренер говорит: мы команда, друзья, коллектив, должны быть честными и открытыми. А когда родители будут давать установку, что Пете не давай пас, потому что он тебе не отдает, сразу возникнут внутренние конфликты.
Не вмешивайтесь в тренировки
Владимир Долгий-Рапопорт, основатель школы TagSport:
— Родители могут видеть, как другой ребенок уже что-то умеет и делает лучше. Он думает: соперники играют в пас, а мой не знает, что это такое — нужно срочно научить. Это портит тренировочный режим. Если тренер грамотный и хороший, то он знает, в каком темпе, что и зачем он какому ребенку дает, кому на что делать акцент и кому как надо развиваться. Если на это накладываются фантазии родителей, то все рушится. Самое важное — доверять тренеру.
— Но ведь бывают и плохие тренеры, которым не получается доверять?
— Если не доверяете специалисту, найдите такого, которому будете доверять.
С запретами разобрались. Так как же себя вести?
Хвалите, даже когда что-то не получается
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Важно поддерживать ребенка, находить, за что его хвалить, даже если игра была плохая. Если хочет прогулять тренировку или игру, понять, в чем причина. И не передавливать, потому что большинство талантливых детей бросают спорт от того, что от них требуют, требуют, требуют.
Разрешите ошибаться
Игорь Гребенников:
— С раннего возраста детям объясняют, что неудача — это нечто ужасное. Так создается среда, где дети не могут выразить себя, попробовать что-то новое, проявить творческий подход. Игроки должны сами переживать неудачу, страх мешает полностью раскрыть потенциал.
Объясните этику общения с тренерами и партнерами
Роман Рогов, тренер академии «Локомотива»:
— Важно проговорить базовые моменты, когда ребенок здоровается, жмет руку, поддерживает в тяжелый момент товарища, радуется вместе с ним забитому голу или отбитому удару. Тренеры обращают на это внимание.
Общайтесь с тренером
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Тренеру важно знать, если ребенок влюбился, если у него проблемы в школе. Если ребенок начал плохо учиться, тренер может помочь, он может сказать ребенку, что учеба в школе не менее важна (и даже более важна), чем тренировки — мы так делаем. Либо он исправляет оценки и возвращается к тренировкам, либо уходит. Это нормальная практика.
Как контролировать питание и режим? Макдоналдс под запретом?
Объяснить, зачем вообще нужен режим
Владимир Долгий-Рапопорт
— Нормальное питание — это не значит, что нельзя в Макдоналдс или купить кока-колу. Это значит, что нельзя так делать каждый день — но иногда можно. Иногда можно и в компьютерную игру до трех часов ночи поиграть. Важно, чтобы в целом соблюдался режим. И еще важнее, чтобы ребенок понимал, зачем его соблюдать.
Делать здоровую еду вкусной
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Питание — очень важная вещь. К сожалению, оно зачастую скучное и невкусное. Задача родителя — сделать так, чтобы ребенку было вкусно есть правильную пищу. Вопрос того, как приготовить. Овощи можно просто сварить, а можно сделать из них что-то вкусное, добавив допустимые вещи.
Избегать плотных обедов в течение двух часов до тренировки
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Понятно, что за два часа до тренировки есть нельзя, но и голодным приходить тоже нельзя. Если не успели поесть, съешьте банан, что-то быстроперевариваемое — за определенное время до тренировки. И всегда нужно подойти к тренеру и сказать, что ребенок не успел поесть. Такое бывает, в этом нет ничего страшного. Но ни в коем случае нельзя есть прямо перед тренировкой.
Вы идете на игру. Как себя вести?
Не расстраивайтесь из-за ошибок
Роман Рогов:
— До 12-13 лет каждое второе действие детей будет ошибочным. И это нормально — когда мы учимся ходить, мы падаем. Так и здесь. В играх мы должны ошибиться. Мы будем проигрывать. Если мы хотим игрока, который будет развиваться в дальнейшем, он может проиграть больше 50% игр, и это нужно нормально воспринимать.
Помните, что вы болельщик, а не тренер
Роман Рогов:
— Можно взять в пример культуру боления в Европе. Там родители приходят на матчи в одинаковой форме, с барабанами, с трещотками, с раскрашенными лицами. Это красиво, здорово организованно, дети эмоционально дают обратную связь, бегут к родителям. Детские турниры в Европе — это праздник.
Игорь Гребенников:
— Вспомните, что у ваших детей уже есть тренер, поэтому им не нужен еще один. Лучшее, что может сделать родитель — это проявить терпение. Победа в играх в 9 и 10 лет — не обязательно хорошая подготовка к будущему успеху. Родители должны приходить на стадион, создавать там атмосферу радости и поддержки.
Забудьте слова «пас», «бей», «беги», «защищайся», «не выбрасывайся», «открывайся»
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Это сбивает ребенка с игры. Игра — зона самостоятельного творчества, где он пытается применить те знания, которые получил на тренировке. Но только ребенок должен все делать и пробовать сам — в напряженной ситуации, где могут лажать партнеры, где соперники сложнее обычного. Как только вы начинаете подсказывать, вы убиваете весь смысл детской игры и мешаете развиваться.
Ребенок сыграл плохо. Как быть?
Концентрируйтесь на хорошем
Роман Рогов:
— Психология человека нацелена на положительные отзывы. Мы должны понимать, что вне зависимости от результата, если мы хотим уверенного человека и спортсмена, важно акцентировать внимание на положительном.
Даже если ребенок не забил пять выходов один на один, нужно сказать ему: «Ты классно открылся, ты вон там здорово отобрал мяч и помог команде». Если он ошибся, и это привело к пропущенному голу, нужно найти такие моменты, чтобы не акцентировать на этом внимание и абстрагироваться от этого момента. Какой бы юный футболист ни был, он сам понимает, где допустил ошибку. В этот момент нужно промолчать — даже подбадривать не надо, иначе мы все равно делаем акцент на том, что он ошибся, это тонкий момент. Он должен сам переварить. Лучше промолчать, по истечении времени подбодрить, а потом сделать акцент на чем-то хорошем.
Забудьте о результате
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Детский командный результат не имеет никакого значения. Ребенок может простоять в углу, а команда выиграла. А если он был лучшим, а команда проиграла, это же не значит, что он плохо сыграл? Все равно, выиграла команда или нет. Нет ни одной футбольной команды, которая собралась бы в восемь лет и играла бы в таком же составе на профессиональном и любительском уровне. Дети, с которыми играет ребенок — просто партнеры и соперники, которые позволяют ему развиваться. У тренера может не быть задачи выиграть, а может быть задача, чтобы ребенок сделал что-то конкретное, чего вы даже не заметите. Подойдите к тренеру до игры или после и спросите.
Игорь Гребенников:
— В таких ситуациях родителям важно опустить эмоции и не говорить о прошедшем матче. А если такой разговор состоялся, он должен быть сосредоточен на усилиях, которые приложил ребенок, а не на результате.
Можно ли параллельно ходить в другие секции? До 12 лет — нужно!
Роман Рогов:
— Сейчас дети не получают ту двигательную активность, которую дети раньше получали во дворах. Ее просто невозможно компенсировать тренировками — надо тренироваться очень много и объемно. Чтобы спортсмен был всесторонне развитым, важно заниматься разными видами спорта.
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Футболу не навредит ничего — важно, чтобы тот вид спорта, который выбирался в дополнение, был в первую очередь про координацию. Не очень хорошие виды спорта для детей — картинг, волейбол и другие статичные виды спорта с точки зрения двигательной и координационной активности, в них мало движений на смену направления. Можно чередовать, устраивать сезоны: например, на зиму уходить в баскетбол, а весной выходить в футбол.
Игорь Гребенников:
— Полезно заниматься гимнастикой, акробатикой и единоборствами. Например, в академии «Аякс» с детства занимаются дзюдо. Занятия несколькими видами спорта не могут навредить, если ребенок занимается в меру и ему это нравится. Ну и важно контролировать нагрузку, чтобы не было переутомления.
Что делать, если ребенка отчислили?
Узнайте причину
Владимир Долгий-Рапопорт
— Если, например, ребенок не тянет уровень команды. Тогда нужно ее сменить, честно поговорить с ребенком и помочь ему принять решение (но не принять за него): либо он остается и борется за место, либо меняется команда. Это нормальная практика.
Не переубеждайте тренера
Игорь Гребенников
— Нужно в первую очередь думать о ребенке, а не о своих амбициях. Сейчас в нашей стране много школ, где ребенок сможет найти команду и тренера, где ему будет комфортно и где он будет получать достаточно игрового времени.
Помните: тренер может ошибиться. Решение одного человека не должно быть судьбоносным
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Бывает, что тренеры неправы. Может быть неквалифицирован или просто ошибаться — как и любой из нас.
Приведите ребенку несколько мотивирующих примеров
Владимир Долгий-Рапопорт:
— Например, Мохамед Салах был в «Фиорентине», его купил «Челси», он не попадал в состав, не тянул, ушел в «Рому», там заиграл и сейчас один из лучших игроков мира — в «Ливерпуле». Жалеют ли в «Челси», что его продали? Наверняка. Но тогда он не тянул. Был прав тренер или нет — сложно сказать. Но с точки зрения тренера он не тянул. Такие примеры помогают ребенку, потому что ему сложно понимать, что он недостаточно хорош.
Фото: school.fclm.ru, tagsport.ru, globallookpress.com/Rudiger Walk, via www.imago-im/www.imago-images.de, Maurizio Borsari/AFLO