«Картина русского художника на форме — весь мир воспринял бы это с энтузиазмом». Как в России развивается футбольный стритвир
Рассказывают создатели мерча «Академии футбола»
«Академия футбола» выпустила коллекцию, в которую вошли футболки, свитшоты и панамки. Ее сделало творческое объединение «Кружок», которое вдохновилось сотрудничеством с футбольным брендом одежды «Ничего обычного».
Фотограф, основатель «Кружка» Стас Фальков и экс-футболист, создатель «Ничего обычного» Георгий Нуров стали гостями шоу «Гетто Ланч» на радио о хип-хопе Studio 21, где рассказали о коллаборациях в футбольном стритвире.
Что такое «Кружок»?
Стас Фальков: «Кружок» возник лет 5 назад, когда я занимался фотографией и рассылал свои фото в разные журналы. Их никто не брал, не обращал на них внимания. Тогда я создал онлайн-журнал, стал писать о людях, которые меня окружают. Связывался с ребятами из разных регионов — фотографами, художниками. Заливал туда свои съемки, съемки друзей и ребят, которые мне нравились.
Через какое-то время я просто взял свою фотографию и нанес принт на футболку. Это была первая футболка «Кружка». Дальше уже все закрутилось, мы стали ассоциироваться с брендом одежды. Но одежда для нас не просто одежда — это форма, которую мы пытаемся наполнить смыслом.
Что такое «Ничего обычного»?
Георгий Нуров: Проект появился спонтанно. Мы реализуем его вместе с Даниилом Чаловым — это брат футболиста сборной России Федора Чалова. Сложилось некое маленькое сообщество из четырех-пяти футболистов, которые наиболее образованы, эрудированны и начитаны.
Один из нас, Евгений Башкиров, который сейчас играет в Польше, во время флеш-интервью на матче сказал такую фразу: «Усталость — это иллюзия». Даня Чалов набил эту фразу на футболке, она случайно попала на Sports.ru. Вышла статья, что наконец-то футболисты создали мерч. Мы под эту тему сделали инстаграм, на него сразу тысяча подписчиков налетела. Все захотели заказать футболку, с этого начался наш проект около полутора лет назад. Мы хотим развивать направление футбольного стритвира, которое абсолютно не развито в России.
Теперь «Кружок» и «Ничего обычного» делают совместный проект — переосмысливают игровые футболки футболистов
Стас Фальков: У нас в «Кружке» много активностей, связанных с апсайклом — это когда мы даем вторую жизнь каким-то вещам, перешиваем старые вещи из секонд-хенда. Мы с Георгием как раз сошлись на этой теме, что прикольно было бы перешить старые игровые футболки футболистов и сделать из них какую-то модную штуку. Так закрутилась наша идейка.
Георгий Нуров: Мы собрали футболки профессиональных футболистов. Например, свою отдал Артем Ребров, Федя Чалов. Мы их перешили. Некоторые говорят, что мы идиоты, так как их можно продавать просто на Авито, но мы за творчество.
Стас Фальков: Мы начали делать этот проект и на нас, на «Кружок», вышли ребята из «Академии футбола». У них сейчас есть раздел, посвященный моде. Они предложили сделать какой-то мерч прикольный, показать как футбол может быть интерпретирован в модных течениях. Как раз у нас был с Георгием уже этот проект и я предложил отталкиваться от направления апсайкла, перешитых форм, печворкинга.
Печворкинг — это когда из маленьких кусочков мы собираем что-то в одно целое. Допустим, взяли 6 футболок разных клубов, у которых между собой есть ожесточенное противостояние и вместе их совместили. В одной футболке можем показать разные клубы или клубы, которые уже не существуют. Или мы берем 10 разных форм одного клуба за каждый год и показываем историю формы в одной футболке.
О мерче «Кружка» для «Академии футбола»
Стас Фальков: Главная идея была посмотреть, как выглядели бы формы российских клубов, если б у них был чуть более продвинутый дизайн, который можно носить в повседневной жизни. Проблема многих футбольных клубов том, что их форму сложно надеть на повседневку. Зачастую они очень однообразно выглядят. Мы попытались сделать чуть смелее.
Георгий Нуров: Мерч очень крутой. Стас мне подарил несколько вещей. Это слияние воедино множества клубов, но не за счет того, что «Кружок» брал чьи-то формы, а за счет использования клубных цветов. Они это все соединили и сделали джерси, свитшоты и даже панамки.
Парни хотят работать с клубами, делать для них третьи комплекты (как «Ювентус» с Palace), но пока не видят заинтересованности
Стас Фальков: Было бы круто, если бы к нам обратился футбольный клуб, мы могли бы сделать для них третий комплект формы. Мы ведем в этом направлении разработки, у нас есть пара клевых концептов по профессиональной форме.
В целом, эта практика начинает распространяться. У «Ювентуса» была коллаборация с клевым брендом (Palace). Третий комплект как правило необычный, можно в этом направлении экспериментировать. Я не понимаю почему клубы боятся делать такие резкие шаги, хотя это бы привлекло новую молодую аудиторию на стадионы. И в повседневной жизни можно было бы носить.
У нас есть пара концептов в разработке, но это все как-то долго делается. Инициативы у клубов нет, они об этом думают в последнюю очередь. Еще одна важная причина — у нас футбол на государственных деньгах, люди особо не заинтересованы в том, чтобы зарабатывать. Зачем зарабатывать, если можно тратить.
Георгий Нуров: Мы делаем третий комплект формы для «Витебска», он играет в высшей лиге Беларуси. Немного людей знают, что в Витебске начинал свое творчество Малевич, у него там было творческое объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Мы в качестве основы для дизайна используем картину Лисицкого (советский художник и архитектор), Чал (Даниил Чалов) даже брал разрешение чуть ли не у его родственников.
Так вот на то, чтобы «Витебск» вышел в одной товарищеской игре (в этой форме), разрешение давал мэр Витебска. Мы ждали этого примерно два месяца. Не особо интересно. Хотя весь мир воспринял бы это с большим энтузиазмом — картина известного русского художника изображена на форме и в ней играет футбольный клуб. Поэтому обращаться в клубы очень тяжело, но нужно пробовать. Сейчас менеджмент молодой приходит и они более заинтересованы.