Пестрые вратарские свитеры — символ 90-х. Их дизайн — влияние британской рейв-культуры
В таких играли Шмейхель, Кампос, Чилаверт.
Футбол всегда следил за модой. В 90-е уважали оверсайз и нестандартные узоры кислотных расцветок — и это отражалось в дизайне футбольных форм. Первый тренд проявился в мешковатых футболках, второй — в безумных вратарских свитерах.
Хосе Луис Чилаверт
В начале 80-х в футбольном дизайне произошла революция. Вместо традиционных хлопковых футболок пришли искусственные ткани из полиэстера. Новый материал не только экономил деньги производителям, но и не так впитывал влагу, меньше весил и лучше поддавался окрашиванию. Теперь можно было отпечатывать сложные рисунки и экспериментировать с цветами.
Спортивные бренды одичали не сразу. Экстравагантные расцветки и узоры вошли в моду в следующем десятилетии. В начале 90-х рынок держали не только Nike и adidas, на нем боролись Umbro, Hummel, Le Coq Sportif, а также чисто английские бренды Patrick, Matchwinner и Hobott, поэтому каждый стремился удивить и предложить что-то максимально броское. «Халл», например, в 1992 году играл в тигровой форме.
Но ярче всех выглядели вратари.
Знаковой фигурой эпохи стал Петер Шмейхель. В разноцветной футболке с длинным рукавом вратарь сенсационно выиграл Евро-92 со сборной Дании.
Особенную форму Шмейхель носил в сезоне-1996/97 (о ней будет чуть дальше). В ней датчанин выиграл АПЛ и Суперкубок Англии.
Одним из самых ярких и эксцентричных игроков 90-х был мексиканский вратарь Хорхе Кампос. Приятель Кампоса из его родного Акапулько помогал ему придумывать дизайны для формы. В 1993 году Кампос подписал контракт с Nike — теперь придумывать узоры ему помогали профессионалы из американской компании.
Критики Кампоса говорили, что он выглядит как жокей или клоун. Бразильский тренер Карлос Альберто Паррейра даже жаловался, что пестрые майки дают Кампосу несправедливое преимущество — из-за ярких цветов вратарь сливается с толпой на стадионе, поэтому соперникам трудно увидеть его. Но для Кампоса на первом месте комфорт: «Когда хорошо выглядишь, прекрасно себя чувствуешь. А если ты прекрасно себя чувствуешь, то и играешь хорошо».
На ЧМ-1994 Кампос был максимально неотразим, но Мексика вылетела в 1/8 финала.
Помните, что АПЛ в 1994 году выиграл «Блэкберн»? Вратарь Тим Флауэрс в том сезоне играл вот в таком пестром свитере.
Вратарь «Ливерпуль» Дэвид Джеймс в сезоне-1995/96.
Вратарь Дэвид Симен тащил как мог в разноцветной форме на домашнем Евро-1996. В ¼ финала против Испании в серии пенальти Симен стал героем, потащил удар от дяди Надаля и вывел команду в полуфинал.
В целом 90-е — это эпоха сумасшедших расцветок, психоделических принтов и хаоса.
Узоры на вратарских свитерах — отголоски рейвов
Тренд на яркие цвета и узоры в английском футболе хронологически совпал с важным культурным процессом. В конце 80-х Британию захватила танцевальная рейв-культура, ее главный музыкальный стиль — эйсид-хаус (жанр электронной музыки), который завезли из Чикаго.
До эйсид-хауса в ночных клубах Британии было угрюмо: мужики гоняли туда напиться или подраться. Рейв-культура вернула в ночные клубы танцы и веселье (иногда его стимулировали запрещенными веществами). Диджей Майк Ноулер из The State, главного клуба Ливерпуля 90-х вспоминает, что эйсид-хаус утихомирил буйных фанатов. «В 80-е в The State было много футбольных хулиганов. Они часто притягивали неприятности и затевали драки. С появлением эйсид-хаус все успокоилось».
Рейверы собирались не только в клубах, но и на складах и в подвалах, потому что популярность движения росла. Это бесило полицию, которая устраивала рейды. Претензии две: такие мероприятия никем не контролировались (никаких запретов), на рейвах употребляли наркотики.
Дресс-кодом британских рейверов стала одежда буйных цветов и с психоделическими принтами (а также одежда со смайликами и панамы). Буйные узоры отражали внутреннее состояние и эйфорию рейверов. Это стало важным трендом, его подсмотрела высокая мода — а в 90-е дошло и до производителей спортивной экипировки.
В последние пару лет мы видим возрождение моды на рейв-эстетику (недаром Джастин Бибер гоняет в церковь в цветастом худи). Уход от минимализма и строгости к безумным цветам. Встречаются даже отсылки к эйсид-хаусу — цветочные принты и панамы. Подумайте о вратарях, когда в следующий раз увидите такую одежду.
Сверху Prada, снизу — VersaceФото: REUTERS/Action Images, gettyimages.ru/Bongarts, Lutz Bongarts, Clive Brunskill/Allsport, Shaun Botterill/ALLSPORT, Stu Forster, Mark Thompson/Allsport, Phil Cole/Allsport, Gary M Prior/Allsport, mixmag.net, manuelbraun.fr, nstagram.com/fcbayernБогдан Баёв