«Отец отпустил Сашу Петрова в актерское с одним условием — он сыграет Стрельцова». Главное из эфира с Алексеем Учителем
Содержательный разговор режиссера и продюсера о футболе и кинематографе.
В рамках тематического блока «Культура» в «Академии футбола» прошел эфир, на котором журналист Сима Ореханов побеседовал с режиссером и продюсером Алексеем Учителем о связи между спортом и кинематографом.
О фильме «Стрельцов»
Наше главное кино, которое должно было выйти 16 апреля — с развернутой рекламной кампанией, были даже тестовые показы. Но ситуация с коронавирусом сбила все планы. Жаль, потому что как на футбольные стадионы можно будет пропускать 10% болельщиков, так и кинотеатры, которые, скорее всего, заработают в середине июля, будут не со стопроцентной посадкой, с шахматным порядком, с расстоянием. И футбол, и кино пока могут выйти с потерями.
Пока думаем, когда его будем выпускать, потому что много потерять не хотим. Варианта у нас два: или фильм выйдет осенью этого года, хотя там будет большое скопление картин, не вышедших весной… Я за то, чтобы прокат картины перенести ровно на год — исхожу из логики, что все успешные спортивные фильмы выходили в апреле. И «Движение вверх», и «Тренер». И чемпионат Европы перенесли на год, а мы свои ожидания привязываем к сборной России.
О сходстве кинематографа и футбола
Кино и футбол очень близки друг другу по духу и по существу. Полтора часа матч — чуть больше с добавленным временем, примерно столько же идет фильм. У вас 11 игроков-актеров, у нас примерно столько же. Есть звезды, а есть поменьше. Плюс тренерское мышление — это же, с одной стороны, хороший сценарий, а с другой — импровизация.
Я хотел сам стать футбольным тренером — потому что понимал, что это настолько творческая, настолько эмоциональная профессия, тоже дающая людям эмоции.
Насколько артисту трудно сыграть спортсмена
Это тяжело. Саша Петров, который играет Стрельцова… У нас были споры по поводу него — не из-за таланта (который у него есть), он чуть внешне не попадал. Но в игровой картине не самое главное, чтобы актер был буквально похож — внешне. Важно, чтобы он внутреннее, эмоциональное состояние донес. Люди, которые будут смотреть фильм, через 5 минут забудут о внешности — к тому же уже не так много людей, которые лично помнят внешность Стрельцова. Мы, скорее, работаем на ту аудиторию, которая не знает ничего.
Хочу отдельно сказать про команду, которая делала фильм — это в основном молодые ребята. Режиссер — мой сын (Илья Стрельцов), фильм снимался по его задумке. И с Петровым они сразу как-то нашли общий язык.
Есть потрясающая деталь. Отец Петрова не хотел, чтобы тот становился актером, когда сын собирался поступать в театральный институт. И когда все-таки Саша сказал, что планирует ехать и поступать, отец ему сказал: «Едешь, если даешь мне слово, что когда-нибудь сыграешь Стрельцова». Мне Саша это рассказал, и я был поражен. Может, еще и поэтому он так быстро согласился сниматься — потому что звучит как судьба.
И Саша играл в футбол, не в топовых командах, но опыт есть. Он бьет здорово, может пойти в обводку — навыки есть. Естественно, не стрельцовские — там уже действовали всякие киношные ухищрения. У него практически не было дублеров — только по ногам, можно сказать. Но не более того. Практически все он выполнял сам.
Сюжеты для фильмов о спорте в России
Мне кажется, что наш спорт настолько богат людьми, о которых нужно снимать фильмы… Этого безусловно заслужили братья Старостины. Есть вопрос, одновременно самый легкий и сложный. Главная проблема нашего кино — это сценарий. А игровое кино не может быть буквальным повторением жизни, это все равно некое видение людей, которые делают картину, есть выдуманные вещи. Основа должна быть реальной, но отступления могут быть.
О любви к спорту
Я люблю спорт — играю в большой теннис, в футбол, хотя делаю это реже. Большой теннис — тоже интересная для меня область. Кстати, мне предлагали сценарий, рассказывал Тарпищев об истории из СССР: когда тайно, без зрителей играли матч на Кубок Дэвиса против Израиля в Донецке.
Есть замысел снять [фильм] о нашей фигуристке Людмиле Пахомовой, это может быть очень интересно. Одна идея для кино лежит на поверхности — про замечательного тренера по фигурному катанию Этери Тутберидзе. И со спортивной, и с человеческой точки зрения фильм может получиться интересным. Столько чемпионок она выпускала, которые через год-два могли стать никем.
Но, опять-таки, сценарий. Не знаю, с чем его сравнить в футболе — план на игру или тренерский замысел… И тактика.
Сейчас снимаем фильм о Шостаковиче — не байопик, но с любопытной историей о нем. И есть книга «Шостакович и футбол». Он не пропускал ни одного матча, орал как сумасшедший. Он болел за «Зенит», но потом, когда переехал в Москву, по-моему, начал болеть за московский клуб.
У нас с сыном такая беда: я до сих пор болею за «Зенит», хотя сейчас, живя на два города, больше живу в Москве. И в его детстве ходили на «Зенит» — он был в шарфе, шапочке. Он сидел в зенитовской шапочке даже в Москве на матче «Спартак» — «Зенит». Я ему говорю: «Сними, сейчас черти что будет». Он сказал, что не снимет. И вдруг начал болеть за «Спартак». Причем яростно, ходит на все матчи.
Почему сложно снять фильм о футболе
Трудно показать саму игру. Трансляции футбольных матчей — это полуторачасовое зрелище, что серьезно с точки зрения визуального кинематографа. Мне кажется, если нет интересной истории, а есть только футбол и спорт — у зрителя будет диссонанс. Даже в больших игровых фильмах о футболе, на мой взгляд, не хватило любовно-лирической линии. Что мы и добавили в фильме «Стрельцов» при помощи исполнительницы главной женской роли Стаси Милославской. Молодые девушки составляют большую часть зрителей в кинотеатре. Поэтому если есть только спорт — думаю, этого недостаточно для привлечения максимального количества зрителей.
Вопросы об отступлениях будут. Все-таки термин «художественный фильм» означает некоторый вымысел. По поводу достоверности. Есть общеизвестные вещи — победы на Олимпиаде, какие-то титулы. Но личная жизнь человека, — могут использоваться чьи-то воспоминания — все равно сфера, которая нигде документально, точно до минуты не описана. Все равно это наше представление о том, что могло бы быть. Конечно, вопросы будут — я понимаю, что есть близкие, есть родственники героев картины. Но по поводу «Стрельцова» — у нас хорошая связь с сыном Стрельцова, поэтому, надеюсь, такого не будет.
На обсуждении сценария мы позвали футбольных ветеранов в зал РФС, дали прочесть всем. Смотрят на меня все строго, я чувствую, что повисло напряжение в воздухе. И тогда я взял первое слово и откровенно сказал всем этим мною уважаемым людям: на футбольно-технические темы мы обязаны к вам прислушиваться. Как бить, как пас отдавать, чтобы не наделать глупостей. Но остальное, извините, — это наше отношение к великому футболисту и необыкновенному человеку. Вы можете с этим не согласиться, но вранья по главным направлениям нет, а правды и вы тоже до конца не знаете. И как ни странно, это подействовало.
Мне иногда говорят по поводу фильма «Матильда»: «Такого не было!» На что я спокойно отвечаю: «Покажите документ, что этого не было». Парадокс в том, что ни та, ни другая сторона не может сказать, где правда, а где нет. Она не известна до конца.
Экран как лакмусовая бумажка — проявляет все недостатки: плохих художников, проколы на стадии идеи. Задача режиссера и продюсера — нигде не допустить слабины. Только тогда получается большое кино. Если кино не удалось — виноват режиссер, здесь тоже есть пересечение с футболом.
Мы когда-то задумали фильм «Игра», который снял замечательный режиссер Александр Рогожин. Его мы тоже делали совместно с РФС, с Первым каналом. Это было незадолго до чемпионата мира в России. А сюжет фильма (это комедия) в том, что чемпионат мира проходит в Москве и мы его выигрываем. Запускали мы его в тот год, когда взяли бронзу чемпионата Европы — тогда еще, когда все посмотрели фильм, говорили: «Ну, это мечта, почти невозможно!» И господин Мутко сказал, что они тогда впервые призадумались о том, почему бы нет.
Как ни странно, кино повлияло на то, что в головах наших руководителей. Это было предтечей того, что Россия подала заявку на проведение ЧМ-2018.
Фото: ria.ru/Екатерина Чеснокова, kinopoisk.ru, instagram.com/milostasii, globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda/Global Look Press, Emile Alain Ducke/dpa