Александр Родченко — легендарный фотограф. Он снимал спорт, а еще уважал футбол

Революционер искусства.

Александр Родченко — суперзвезда русского авангарда, яркий представитель конструктивизма и вообще универсальный мастер.

Он оставил след в живописи, заложил принципы советского дизайна, работал декоратором в театре и кино, разрабатывал мебель и костюмы, занимался фотомонтажом (есть даже работа, посвященная футболу). Но достижения в области фотографии — отдельная история.

В жанре фотографии Родченко — мировой бренд. Его работы есть в главном музее современного искусства (MOMA в Нью-Йорке) и вообще по всему миру.

Фотографию Родченко «Девушка с лейкой» в 2018-м купили на аукционе «Сотбис» за 519 тысяч долларов. Альберт Уотсон, автор популярного черно-белого снимка Стива Джобса, признавался, что вдохновлялся работами Родченко. Его принципы впитал и легендарный спортивный фотограф Лев Бородулин.

Родченко пришел в фотографию в 33 года. Его отличали две главные фишки

Молодой Родченко занимался живописью и топил за пролетариат, до революции 1917-го он презирал буржуазию и их вкусы в искусстве, говорил, что их (его, Малевича, Татлина) — творцов нового — не понимают.

После революции Родченко начал работать на власть — делать плакаты, писать лозунги, организовывать профсоюзы художников. Вместе с коллегами он установил шрифт для лозунгов и, как сам отмечал, революционизировал художественную молодежь. «Лучшие сейчас советские художники учились у нас: Дейнека, Вильямс, Шлепянов, Шестаков, Гончаров, Тышлер, Лабас и другие», — отмечал Александр в записках.

Родченко называл себя представителем конструктивизма — авангардистского направления, которое характеризуется строгостью, геометризмом и лаконичностью форм. Идеи конструктивизма он отражал на полотнах, изображая беспредметные геометрические композиции разных цветов, составленные из плоскостей, кругов и линий.


Александр Родченко. Композиция № 47. 1917 год

В начале двадцатых он ушел из живописи, поставив жирную точку триптихом из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Все ради того, чтобы образовать группу художников‑конструктивистов и заниматься производственным искусством. То есть соединить искусство с трудом, а произведенные этим трудом предметы — с повседневной жизнью. Сделать искусство утилитарным.

Фотографией Родченко увлекся в 1924 году, когда ему было 33. «Техника захватила, и я начал эксперименты, не выходя из дому. Так появилась серия «Стекло и свет» и балконы, снятые снизу-вверх и наоборот», — объяснял он.

И в этом тезисе Родченко раскрыл одну из главных фишек — ракурсы. Под ракурсами имеется в виду точка зрения — «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Вокруг этого вопроса постоянно возникали споры: а приемлемы ли перспективные искажения фото, стоит ли отклоняться от привычных норм? Но Родченко было все равно: «Я утверждал новую точку съемки и право на эксперимент. Боролся с рутиной и с закостенелыми формами узкопрофессиональной, цеховой фотографии».


Александр Родченко. «Лестница». 1930 год

Родченко, сам того не понимая, внедрил в фотографию принципы конструктивизма. На многих его снимках читается геометричность. Ракурсный снимок подчиняет симметрии фигуру человека или голову, но структурно‑геометрические средства усиливают его выразительность.

Вторая фишка — диагональ. Хороший пример — «Лестница», где лесенки располагаются по диагонали. Диагональная композиция дает снимку больше динамики, усиливает ощущение, что девушка с ребенком поднимается по ступенькам. Диагональ — это линия, а четкие и лаконичные линии — один из главных инструментов конструктивизма.


Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 год


Родченко творил революционные вещи в фотографии, поэтому его мощно критиковали: обвиняли в формализме (когда главное значение отдается форме в отрыве от содержания) и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Претензия прилетела за фото «Пионер-трубач», мол, мальчик выглядит неподобающе. Да и вообще, в ракурсной съемке часто видели доминирование эффекта над информативностью.

Но Родченко придерживался других взглядов: он считал, что новатор всегда меняется и находится в поиске, поэтому не может быть формалистом. Формалист — это подражатель, подхватывающий принцип и использующий его. Родченко стремился показывать предмет со всех сторон и таких точек, с которых его не привыкли видеть («Пионер-трубач» — отличный пример).

Родченко втянулся в спорт со временем. В СССР был культ физкультуры

В 20-30-х годах Александр построил карьеру как фоторепортер, работал в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «30 дней», «Радиослушатель», «Прожектор», «Смена», «Книга и революция», «За рубежом», «Борьба классов», «Коммунистическая молодежь» и других. В этот период начал делать и спортивные репортажи.

«Я увлекся спортивной съемкой в 1932-м. Снимал для стадиона «Динамо» и делал там сменные фотовыставки. Снимки помещал в газете «Вечерняя Москва», — вспоминал Родченко.

Практически все десятилетие он делал репортажи с физкультурных парадов и мероприятий по всем видам спорта (от фехтования до футбола).


Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935 год

Важно заметить, что культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии, он служил пропагандой коммунистического строя. С этой целью строили стадионы, спортзалы, делали агитплакаты, проводили парады и спартакиады. Ценилась хорошая физическая форма, на производствах выделялось время для гимнастики, а молодежь боролась за значок ГТО.


Александр Родченко. «Спортобщество «Динамо». 1935 г

Даже спортивные репортажи Родченко делать не протокольно. Обратите внимание, как он заснял спортивную колонну. На фото есть фирменный ракурс «сверху-вниз», дающий более раскрытую перспективу. Плюс фирменная диагональ, добавляющая динамики. Композиция смотрится органично, несмотря на банальную тематику.

В спортивных фото своя специфика. Акцент с ракурсов смещается на само действие в кадре, на динамику событий, эмоции. Поэтому спортивные кадры Родченко критиковали реже, но иногда все же разносили.

В 1934 году, а выставке появились три фото Родченко из серии «Прыжок в воду». Вверху висел снимок, на котором изображен сгруппировавшийся пловец, как бы улетающий в небо. Ниже — снимок спортсмена, летящего над водой по дуге. И самом низу — фото прыгающего в воду пловца, инструктора Астафьева.

За последний снимок Родченко раскритиковали, утверждая, что фотография убита «физиологической деталью». Потом выяснилось, что критиковавшему снимок автору не понравились волосатые ноги спортсмена.


Александр Родченко. «Прыжок в воду». 1932 (1934) год


Получилось уникально, Родченко удалось составить рассказ из фото, где каждый снимок стал частью целого.

Еще Родченко критиковали за снимок «Физкультурники» («Дорогу женщине»). Александр непопсово заснял две шеренги: его привлек момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.


Александр Родченко. «Физкультурники»

Фотограф Федор Кислов в рецензии написал, что Родченко показал то, чего не стоило: «Физкультурники стоят нестройно, расхлябанно. В таких снимках нужно уметь показать дух коллективной спайки, дисциплину».

В работах Родченко можно увидеть общую черту — кадр компонуется с геометрическим уклоном (да-да, влияние конструктивизма). Обратите внимание на следующую серию фото.


Александр Родченко. «Значок ГТО». 1936 год


Александр Родченко. «Ритмическая гимнастика». 1936 год

Постепенно складывается канон сюжетов для определенных моментов соревнования — прыжок вратаря, финиш гонки. Родченко тоже делал такие фото.

Вот спортсмен успешно преодолевает преграду.

Фирменный ракурс «снизу-вверх».


***

Любимой игрой Родченко был футбол, что отразилось в его творчестве. Его увлечение поддерживала жена Варвара Степанова, она даже проектировала контрастную форму (и не одну) для футболистов.

Любовь к футболу Родченко отразил в нескольких рисунках.


Александр Родченко. «Футбол». 1937 год. Бумага, акварель


Александр Родченко. «Футбол». 1940 год. Станковая графика

Путь в фотографию Родченко начинал с фотомонтажа — он первым в СССР начал иллюстрировать книги о оформлять обложки с помощью этого приема. Он делал фотомонтаж к поэме своего друга Владимира Маяковского «Про это».

Но самый яркий фотомонтаж в карьере Родченко связан с футболом. И называется «Политический футбол», выпущенный к первому в истории чемпионату мира в 1930 году.


Александр Родченко. «Политический футбол». 1930 год. Коллаж

Фотомонтаж показывает не красоту игры, а британских полицейских в футбольной форме, которые противостоят футболистом. За ситуацией якобы следят болельщики, а полицейский по центру напоминает рефери. Родченко изобразил футбол как битву пролетариата и буржуазии.


Богдан Баёв
автор Sports.ru