«Хочу объявить войну среднему». Герман Ткаченко — о главных проблемах российского футбола

Главное из прямого эфира «Академии футбола».


В гости к «Академии футбола» пришел руководитель ProSportsManagement Герман Ткаченко. Шеф-редактор Sports.ru Влад Воронин поговорил с ним в прямом эфире о том, как спорт переживет текущий кризис. Главное из этого разговора — в нашей расшифровке.

О возобновлении сезона в России

Конечно, многое опасно. Конечно, мы многого не понимаем. Конечно, будут большие усилия по медицинскому протоколу, но главное — что российский футбол вернется в повестку, привлечет к себе внимание и отодвинет подальше ужасную фразу, которой я очень боялся: «Посмотрите, без футбола можно жить».

Я этому очень рад и благодарен РФС за проявленную политическую волю, организаторскую работу, давайте не будем стесняться так говорить. И еще, это для меня очень важно, за правильную постановку мотивации: футбол должен быть, футбол — это радость, футбол — это знак того, что жизнь может наладиться, что она обязательно наладится.

Нам всем нужно стараться и надеяться на то, что все пройдет хорошо — не только у нас, но и в Германии и других странах.

Об уходе Семина из «Локомотива»

Я не хотел учавствовать в дискуссии об увольнении Семина. Это не моя война, плюс она вышла очень односторонней и ангажированой: одни и те же аргументы, одни и те же люди.

Мне не нравятся рассуждения о победах, как будто клуб не имел к этому никакого отношения. А как же собранный состав, один из сильнейших в премьер лиге, высокий и стабильный бюджет, условия, созданные для таких побед?

Чего мне не хватило, так это правильной эмоции при расставании с Семиным и объяснения причин со стороны клуба. Хотя отставки и назначения — это часть профессии, и клуб имеет полное право на такое решение, расставаться с людьми именно так все-таки нельзя.

О футболе накануне карантина

Футбол был на пике. Главная характеристика той эры футбола — то, что футбол стал полноценным медиапродуктом. Лиги превратились в контент-центры, а клубы — в медиа- и IT-компании.

Хочу напомнить, что французский экономист Владимир Андрефф выделил несколько этапов развития футбола. Первый — любительская модель, возникшая после Первой мировой войны, она была построена на членских взносах, это было самое начало развития билетных программ. Это, кстати, совпало с окончанием пандемии испанки.

Пандемия сковывала население, но через полгода после нее началось потребление шика: люди пошли в рестораны, покупали вещи, количество сексуальных контактов увеличилось, твист был изобретен. И, конечно, люди отправились на стадионы, они готовы были покупать билеты. Это совпало с массовым появлением клубов, спортивных обществ.

После Второй мировой — новый этап развития футбола, традиционный. Он был основан на том, что экономики выросли, появились промышленные гиганты, в том числе и в индустрии развлечений. Но этот этап был еще без спонсорства.

Потом пришли спонсоры и субсидии со стороны государств. Эта та вещь, из которой мы никак не можем вырваться в России.

И, наконец, затем начался новый этап. Руперт Мердок, пытаясь купить «Манчестер», приобрел медиакомпанию Sky, Сильвио Берлускони — Mediaset, появились стыки футбола и медиа. Произошло «дело Босмана», которое изменило роль футболиста — из квазираба он превратился в свободную личность.

Это поменяло и лиги, и клубы, которые стали воспитывать молодых футболистов и продавать их. Футбольные клубы превратились в медиа- и мерчандайз-корпорации.

О футбольной инфраструктуре в России

Произошел скачок. Когда мы со Смоловым приехали в «Сельту» на первую тренировку, 30% разговоров было о том, что испанцы играли в Краснодаре и о том, какой там прекрасный стадион. Они говорили, что это самый крутой стадион, на котором они играли.


О телеконтракте в России

Мы все в бизнесе по продаже эмоций, мы не должны быть унылыми и скучными, средними, серыми. Аудитория — это не только потребитель твоего продукта, это продукт, который ты продаешь. Поэтому ты должен быть интересен аудитории, чтобы можно было этот интерес коммерциализировать.

Нужно понимать, что цена телевизионного контракта в России несправедлива: объем индустрии развлечений сопоставим с другими странами, объем рекламного рынка сопоставим, а ТВ-контракт — маленький. Значит, что-то не то.

Когда есть монополия, нет конкуренции. Нужно сделать так, чтобы интернет-гиганты были готовы включиться. Мы уже видим этот интерес: Яндекс, например, купил права на НХЛ и ФНЛ.

Эти изменения должны лоббировать и РФС, и РПЛ как лига, и клубы, у которых сейчас сильные руководители. Может быть, это не задача одного года, но это нужно делать.

«Матч ТВ» — партнер, его тоже нужно уважать. Они запустили «Матч Премьер», мне нравится, как они улучшили креативные вещи, запустили программы, рассказы про команды. Но лига должна быть объектом такого сторителлинга, такого вызова эмоций, чтобы зрителям хотелось включать ее еще и еще. Надо не только работать с аудиторией «Матч ТВ» и «Матч Премьер», но и захватить новую: «Коммерсанта», развлекательных каналов, Первого канала.

О серости российского футбола

У нас проблема футбола — в том, что очень много среднего. Только в футболе средние спортсмены, средние менеджеры, средние агенты могут прикасаться к большим деньгам. Конечно, это раздражает. Мы хуже, чем должны быть, мы должны ставить повышенные требования к себе. Среднего не должно быть. Хочу объявить войну среднему.

Когда мы пришли в «Крылья», то сделали самарский клуб ярче, интереснее. Вроде бы ничего особенного, но, например, у нас появились трансляции из раздевалки — никто тогда такого не делал. Привлекали звезд — как Тихонова, растили своих звезд — Каряку, и аудитория постепенно увеличивались. Немножко не успели доделать этот проект из-за экономики.

О том, вернется ли российкий футбол в «тучные» времена, когда клубы могли позволить себе покупать топовых игроков

Это будет сильно зависеть от экономики, никакой футбол не может развиваться в отрыве от экономики. Но это не значит, что мы не можем найти свою нишу.

Чемпионат мира очень помог в восприятии России, российского футбола. Мы должны улучшить стандарты и делать следующий шаг.

О ближайшем трансферном окне

Доходы от продажи футболистов, конечно, упадут.

Уверен: когда решат проблему с пандемией, футбол, по крайней мере на Западе, восстановится через год-полтора и вернется к тем параметрам, которые были до. И тогда быть донором очень выгодно: высокие трансферные суммы будут помогать футболу.

Футбол не может находиться в отрыве от экономики. Это трансферное окно будет тяжелым. Как клуб будет кого-то покупать, если он еще вчера просил снизить зарплаты своим футболистам? К экономическому давлению добавилось социальное: нет поддержки больших трансферов. Но это касается средних клубов. Некоторые большие клубы ставят другие задачи: «А что есть интересного?»

Сегодня «Барселона» никого не может купить, она в очень плохом состоянии в том числе из-за спорной финансовой политики, спорной политики инвестиций в зарплаты. Для всех понятно, что невозможен трансфер Неймара. Соответственно, Неймара сможет купить либо «Реал», либо «Ювентус», либо «Бавария». А, предположим, что «Сити» не был бы скован проблемой с фэйр-плей и снова захотел бы купить Месси! Это утопия, но в сегодняшних условиях она может оказаться реальностью.

Будут большие ограничения. Средние и большие клубы не смогут дорого покупать футболистов не только потому что у них нет денег, но потому что у них есть давление со стороны игроков, которым они попробовали снизить зарплаты, не будет большой поддержки со стороны болельщиков.

Главная проблема сейчас — даже не зарплаты. Главная проблема — трансферный коллапс, который может произойти. Я знаю, что немецкие клубы сейчас как банки — они проводят краш-тесты: все свои поступления они проверяют, ротируют.

О возможном трансфере Шомуродова

По Шомуродову, признаюсь, мы ведем разговоры со многими немецкими клубами, и один не стесняется говорить так: «Ребята, мы не сможем. Мы должны кого-то продать, а не просто потратить деньги, которые остались с зимы. Нам нужен какой-то успех. Потому что мы видим, как плохо нашим спонсорам, которые при этом не сокращают поступления. Мы попросили ребят сократить на две-три месячных зарплаты, мы будем без зрителей год. У нас сейчас есть деньги, но мы не уверены, что готовы пойти на такой шаг.

О составляющих трансферной стоимости игрока

Во-первых, качество. Во-вторых, конкуренция. И главное — эмоция, насколько мы хотим этого игрока, насколько мы готовы рискнуть, чтобы получить его.

О системе, когда болельщики владеют клубом. Применима ли она в России?

Такая система может существовать, когда есть независимые, рыночные источники поступления в бюджет клуба. В России очень мало сбалансированных таким образом бюджетов. Наверное, это возможно в «Спартаке», если Леонид Федун обеспечит контракт с «Лукойлом» на много-много лет вперед.

Фото: visualrian.ru /Алексей Филиппов, Рамиль Ситдиков, Сергей Пивоваров, Виталий Белоусов